Поскольку нигде мое мнение нахер не надо, напишу здесь. )
В виде "литературы по самопомощи" я бы рекомендовала ее людям с заниженной самооценкой очень неохотно. Если у Луизы Хей не допускается даже мысли о том, что ты какой-то хреновый, а упражнения легкие, рассчитаны на малое количество времени и дают свой быстрый, хотя и симптоматический, результат, то в Рецепте Счастья две трети книги занимают рассуждения о том, почему у нас всё так херово, кто виноват и по каким статьям; одна шестая посвящена упражнениям (не в виде тренингов или какой-то реальной программы, а так, просто, с миру по нитке, без всяких обоснований, без взаимосвязи, без использования наработанного и выполненного - просто сделай-и-забудь); а еще одна шестая - описанию по-настоящему здравых идей "как это должно быть", но исключительно в теории, потому что сама автор не придерживается своей же системы "валидирующих сообщений", упорно до самого конца книги именуя ею же декларируемые "особенности" ошибками и недостатками, заостряет внимание на отрицательных чувствах и практически не дает положительных примеров использования. Написано всё очень сумбурно, не в поддерживающем, а скорее в уныло-согласном стиле, огромная часть написанного - просто стилистическое и полное негативных эмоций описание того, как не надо делать с собой и с другими. Между строчками без особых трудностей читается непроработанное негодование и обида, попытки настроить людей на признание других (под которыми в основном имеется в виду, вероятно, автор), к которому автоматически приложится и принятие себя, и тому подобное.
Присутствуют и необоснованные классификации людей как "особенных", в которые автор включает себя и других "нормальных людей", у которых "две руки, две ноги... два глаза". Откуда автоматически выпадают инвалиды с отсутствием каких-то частей, например. Учитывая то, что автор сама - инвалид-кожник, это классический пример дискриминации своей группы самими же дискриминируемыми.
В общем, в поисках положительного примера для подражания - не сюда.
А вот если хотите убедиться в том, насколько всё пиздец - то сюда. Еще опционально эта книга поможет прожевать свои недостатки, как следует, а потом засунуть их еще глубже - и из-за отсутствия какой-либо систематизации, и из-за сложности и прямолинейности некоторых упражнений, и из-за того, что в книге не раскрывается тема ресурса, а именно - что прожевывать себя надо не в лоб, а только с поддержкой. Терапевтической ли, медикаментозной, с помощью толпы настоящих друзей, которые помогут и отвлекут, или хобби, в котором вы особенно прекрасны - решать вам. Но просто так, в лоб, потому что я смогу, это не прошибается и, вероятнее всего, сделает только хуже.
Кроме того, в ней нет абсолютно никакой проработки "слепых зон": кое-что так и останется недоступным для самонаблюдения, потому что человек может тупо отказываться признавать за собой существование каких-то черт (которые, например, ненавидит в других).
Общая идея сводится к тому, что ты должен признать, что ты урод, понаблюдать за этим, привыкнуть к этому, а всё остальное приложится. При этом автор называет в качестве одного из этапов принятия "признание ценности" своей негативной черты, но тут же приводит и понятие психологических защит от осознания этих самых недостатков с ровно таким же описанием. Очевидно, по мнению автора, отличие между "правильным" и "неправильным" назначением ценности своей личности и ее частей в том, что в правильном варианте сначала нужно наблюдать "неприкрытую правду", обязательно отвратительную, и неистово мучиться. Обратного варианта - или того, в котором присутствует пример мнения, изначально исключающего любую порочность чего бы то ни было в человеке - просто нет.
Ни рецепта счастья, ни примера автора, который обрел счастье сам, я, к сожалению, не увидела, хотя, начиная читать, была в восторге: вот, наконец-то человек, который сумел пережить гонения и обратить их себе на пользу... Не сумел. А если сумел, то не сумел передать. Никакой истории борьбы, никакой логики о сделанных умозаключениях, никаких схем и конкретики. Декларируя смирение, терпение и доброжелательность в теории, на практике приведенные упражнения по самопринятию больше смахивают на камеру пыток для себя самого. Если в процессе и можно испытать облегчение, то, наверное, только от того, что они закончились.
Я бы назвала эту книгу "Миллион способов посмотреть на свое уродство с разных ракурсов" - не более.
И да, все мы люди, я понимаю. Типа, не пизди, а напиши свою книгу и посмотрим, что люди скажут. У всех нас есть недостатки, слепые зоны и прочее и никто не застрахован от написания плохой книги. Человек хотел поделиться своим опытом, пытаясь найти ценность в происходящем с ним - мне это не чуждо. Может, когда-нибудь я смирюсь со своим беспереходным опытом трансгендерности и тоже напишу для братков плохую книгу, которую они обосрут. Так что претензии тут больше не к автору, а к моему психологу, которая явно не сильно вникала в то, что сама же и рекомендует. Я не понимаю, почему в моем рид-листе оказался этот грустный высер. Впрочем, Литвак много, много хуже, а ведь он тоже оказался в моем рид-листе благодаря этой даме. При этом при завершении сеанса психологиней около четырех-пяти раз было сказано слово "библиотерапия", что это, дескать, такая "поддержка" между сеансами - наверное, блин, чтобы по сравнению с этим она казалась вообще божественно-безусловно-принимающей - и что "не фентези, конечно...". По-моему, вполне себе фентези. Только скучное, абстрактное и с единственным персонажем - тем, который думает, что всё обо всех понял, а остальные - просто такие статисты, которые ни о чем не думают, ничего не знают и торчат себе в своих кормушках.
Короче - ну такое. 3 из 5 - за грамотность, проделанную работу и достаточно хорошо завуалированное обесценивание и двойные послания (кто-то и на это не заморачивается).
В виде "литературы по самопомощи" я бы рекомендовала ее людям с заниженной самооценкой очень неохотно. Если у Луизы Хей не допускается даже мысли о том, что ты какой-то хреновый, а упражнения легкие, рассчитаны на малое количество времени и дают свой быстрый, хотя и симптоматический, результат, то в Рецепте Счастья две трети книги занимают рассуждения о том, почему у нас всё так херово, кто виноват и по каким статьям; одна шестая посвящена упражнениям (не в виде тренингов или какой-то реальной программы, а так, просто, с миру по нитке, без всяких обоснований, без взаимосвязи, без использования наработанного и выполненного - просто сделай-и-забудь); а еще одна шестая - описанию по-настоящему здравых идей "как это должно быть", но исключительно в теории, потому что сама автор не придерживается своей же системы "валидирующих сообщений", упорно до самого конца книги именуя ею же декларируемые "особенности" ошибками и недостатками, заостряет внимание на отрицательных чувствах и практически не дает положительных примеров использования. Написано всё очень сумбурно, не в поддерживающем, а скорее в уныло-согласном стиле, огромная часть написанного - просто стилистическое и полное негативных эмоций описание того, как не надо делать с собой и с другими. Между строчками без особых трудностей читается непроработанное негодование и обида, попытки настроить людей на признание других (под которыми в основном имеется в виду, вероятно, автор), к которому автоматически приложится и принятие себя, и тому подобное.
Присутствуют и необоснованные классификации людей как "особенных", в которые автор включает себя и других "нормальных людей", у которых "две руки, две ноги... два глаза". Откуда автоматически выпадают инвалиды с отсутствием каких-то частей, например. Учитывая то, что автор сама - инвалид-кожник, это классический пример дискриминации своей группы самими же дискриминируемыми.
В общем, в поисках положительного примера для подражания - не сюда.
А вот если хотите убедиться в том, насколько всё пиздец - то сюда. Еще опционально эта книга поможет прожевать свои недостатки, как следует, а потом засунуть их еще глубже - и из-за отсутствия какой-либо систематизации, и из-за сложности и прямолинейности некоторых упражнений, и из-за того, что в книге не раскрывается тема ресурса, а именно - что прожевывать себя надо не в лоб, а только с поддержкой. Терапевтической ли, медикаментозной, с помощью толпы настоящих друзей, которые помогут и отвлекут, или хобби, в котором вы особенно прекрасны - решать вам. Но просто так, в лоб, потому что я смогу, это не прошибается и, вероятнее всего, сделает только хуже.
Кроме того, в ней нет абсолютно никакой проработки "слепых зон": кое-что так и останется недоступным для самонаблюдения, потому что человек может тупо отказываться признавать за собой существование каких-то черт (которые, например, ненавидит в других).
Общая идея сводится к тому, что ты должен признать, что ты урод, понаблюдать за этим, привыкнуть к этому, а всё остальное приложится. При этом автор называет в качестве одного из этапов принятия "признание ценности" своей негативной черты, но тут же приводит и понятие психологических защит от осознания этих самых недостатков с ровно таким же описанием. Очевидно, по мнению автора, отличие между "правильным" и "неправильным" назначением ценности своей личности и ее частей в том, что в правильном варианте сначала нужно наблюдать "неприкрытую правду", обязательно отвратительную, и неистово мучиться. Обратного варианта - или того, в котором присутствует пример мнения, изначально исключающего любую порочность чего бы то ни было в человеке - просто нет.
Ни рецепта счастья, ни примера автора, который обрел счастье сам, я, к сожалению, не увидела, хотя, начиная читать, была в восторге: вот, наконец-то человек, который сумел пережить гонения и обратить их себе на пользу... Не сумел. А если сумел, то не сумел передать. Никакой истории борьбы, никакой логики о сделанных умозаключениях, никаких схем и конкретики. Декларируя смирение, терпение и доброжелательность в теории, на практике приведенные упражнения по самопринятию больше смахивают на камеру пыток для себя самого. Если в процессе и можно испытать облегчение, то, наверное, только от того, что они закончились.
Я бы назвала эту книгу "Миллион способов посмотреть на свое уродство с разных ракурсов" - не более.
И да, все мы люди, я понимаю. Типа, не пизди, а напиши свою книгу и посмотрим, что люди скажут. У всех нас есть недостатки, слепые зоны и прочее и никто не застрахован от написания плохой книги. Человек хотел поделиться своим опытом, пытаясь найти ценность в происходящем с ним - мне это не чуждо. Может, когда-нибудь я смирюсь со своим беспереходным опытом трансгендерности и тоже напишу для братков плохую книгу, которую они обосрут. Так что претензии тут больше не к автору, а к моему психологу, которая явно не сильно вникала в то, что сама же и рекомендует. Я не понимаю, почему в моем рид-листе оказался этот грустный высер. Впрочем, Литвак много, много хуже, а ведь он тоже оказался в моем рид-листе благодаря этой даме. При этом при завершении сеанса психологиней около четырех-пяти раз было сказано слово "библиотерапия", что это, дескать, такая "поддержка" между сеансами - наверное, блин, чтобы по сравнению с этим она казалась вообще божественно-безусловно-принимающей - и что "не фентези, конечно...". По-моему, вполне себе фентези. Только скучное, абстрактное и с единственным персонажем - тем, который думает, что всё обо всех понял, а остальные - просто такие статисты, которые ни о чем не думают, ничего не знают и торчат себе в своих кормушках.
Короче - ну такое. 3 из 5 - за грамотность, проделанную работу и достаточно хорошо завуалированное обесценивание и двойные послания (кто-то и на это не заморачивается).