Учимся отличать страх-друга от страха-врага.
Страх-друг - адаптивный. Он бережет тебя. Он тебе не мешает. Он говорит: "Друг, повремени лезть в кипяток. Давай посмотрим, как будет с другими." Еще он говорит: "Если ты это сделаешь, это убьет тебя. Вот законы физики, вон труп внизу, а еще ты видел одного парня, который сделал так же и умер. Давай попытаемся найти другой выход, братан?". Он подстегивает тебя, мобилизует, заставляет становиться более быстрым, умным и изощренным, чтобы ты спасся как можно быстрее, и оставляет тебя с облегчением.
Страх-друг - это бро, и он заботится о тебе. Если он тебя заебывает, с ним нужно просто поговорить, приложить теоретические выкладки своей правоты и реальный позитивный опыт. Также помни, что иногда он может быть прав.
Страх-враг - неадаптивный. Он ограничивает тебя. Он вещает голосом мерзкой бабки: "Ты сейчас всё испортишь, уебок." Он подкидывает тебе страшные картины невероятного будущего, которые обязаны случиться только с тобой, тогда как ты точно знаешь, что с другими в тех же условиях всё будет абсолютно нормально. Он настаивает на своем, даже если не прав. Ему похер, что ты хочешь и думаешь. Он стремится завоевать всё твоё время, внимание и доверие, закрывает перед тобой любые возможности самореализации под благовидным предлогом. Он шифруется под адаптивный страх, но выдает себя адовой яростью, если ты вдруг не делаешь так, как хочет он. Он напоминает тебе о страшных последствиях по поводу и без. Он объявляет тебя косячным, ущербным и нежизнеспособным, а себя - единственным средством твоего спасения. Он тебе вредит - под его влиянием ты не можешь спать, есть, думать, как выбраться, и действовать. Он внушает тебе отчаяние, под влиянием которого ты способен на что угодно, включая самоповреждения и суицид. Он висит гирями у тебя на руках и ногах, закрывает тебе глаза. Он лезет тебе в душу, выдает себя за постоянную черту твоего характера, присасывается, как пиявка, и отодрать его ты можешь только ценой невероятных усилий.
Страх-враг - это мразь, и он заботится о том, чтобы ты, оставленный всеми, сдох в заколоченном самим собой гробу. Помни об этом, не верь ему и шли его нахуй. Пусть сам подыхает в заколоченном тобой гробу.